В рамках проекта "Золотая карта России". Русская живопись и скульптура первой половины XIX века из собрания Тверской областной картинной галереи
19 октября 2012 —
27 января 2013
Министерство культуры РФ | Государственная Третьяковская галерея | Правительство
Тверской области | Комитет по делам культуры Тверской области |
Тверская областная картинная галерея

Боровиковский Владимир Лукич.
Портрет Александра Васильевича
Поликарпова (1753-1811). 1796
Тридцать шестая выставка федерального проекта "Золотая карта России" продолжает знакомить столичную публику с лучшими музейными собраниями российской провинции. На этот раз она представляет Тверскую областную картинную галерею – один из старейших региональных художественных музеев России.
Фонды музея, открытого для широкой публики в 1866 году, в настоящее время насчитывают около 40 тысяч произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства XIII–XXI веков. Предмет особой гордости музея – коллекция живописи, составляющая более 7 тысяч экспонатов. На выставке в Третьяковской галерее представлены около шестидесяти наиболее ярких и показательных для коллекции музея произведений первой половины XIX века, периода правления двух императоров – Александра I (1801–1825) и Николая I (1825–1855), известного в культуре России как эпоха романтизма. В это время основные художественные открытия происходили в жанрах пейзажа и портрета, приобретал самостоятельность бытовой жанр.
Уникальность собранию галереи придает одна из лучших в России коллекций русского портрета. На выставке этот жанр представлен в широком диапазоне: от камерного до парадного портрета кисти крупнейших художников конца XVIII – начала XIX века В.Боровиковского, В.Тропинина, А.Венецианова. В экспозицию вошел "Портрет Александра I" (1809) кисти придворного живописца Павла I Степана Щукина, которого считают предтечей создания романтического портрета. Особый интерес представляет ряд портретов кисти неизвестных местных художников, отличающихся самобытностью и высоким художественным уровнем: "Портрет купчихи в красной шали" (1-я четверть XIX века), "Портрет жены протоиерея Можжухиной" (1830-е) и другие. Эта своеобразная галерея представителей различных социальных слоев тверского общества демонстрирует особенность времени – возникновение интереса купечества и нарождающейся буржуазии к портретированию.
Жанр пейзажа представляют произведения выдающихся художников своего времени. Полотно Ф.Алексеева, мастера "перспективной живописи", "Вид на биржу и Адмиралтейство от Петропавловский крепости" (1810-е.) – одно из лучших в коллекции музея. В традиционный парадный ландшафт художник вводит тему повседневной жизни города; ощущению общей гармонии способствует тонкая живописная разработка световоздушной среды. Творчество Ф.Алексеева оказало большое влияние на С.Щедрина ("Сорренто". 1825), в произведениях которого классицистическая строгость уступает место романтическому восприятию природы. Многообразие мотивов, расширение географии пейзажа предстают в работах И.Айвазовского. Пейзажи И.Айвазовского, М.Воробьева, братьев Чернецовых наряду с другими произведениями живописи и графики русских мастеров XIX века были переданы в музей в 1922 году собирателями М.М.Грачевым и А.П.Катковой.
Особое внимание в экспозиции уделено произведениям А.Венецианова и его школы. В творчестве мастера бытовой жанр сформировался в стройную художественную систему. Московскому зрителю предоставлена редкая возможность увидеть одну из лучших картин художника, являющуюся визитной карточкой музея и потому редко покидающую его стены, – "Пастушок с дудкой" (1825).
А.Венецианов организовал в приобретенном в 1815 году имении Сафонково в Тверской губернии художественную школу для детей крепостных крестьян. Среди полотен учеников А.Венецианова – работы Н.Крылова, Г.Сороки, а также А.Тыранова, происходящего из тверских мещан. Некоторые из этих произведений были приобретены в коллекцию музея еще во второй половине XIX века.
Сорока Григорий Васильевич.
Вид на усадьбу "Островки"
с Большого острова. 1830-1840
Один из самых талантливых учеников А.Венецианова Г.Сорока был крепостным П.И.Милюкова (его портрет, выполненный Г.Сорокой в 1820-х годах, представлен на выставке). С усадьбой Милюковых связана большая часть творческой жизни Г.Сороки; здесь он познакомился с А.Венециановым и написал портрет учителя (1840-е), также включенный в экспозицию. На выставке можно увидеть важное для музея приобретение 1998 года – "Вид на усадьбу Островки с Большого острова" (1846) Г.Сороки. На картине изображена усадьба Милюковых на фоне романтического пейзажного парка. Эта работа была известна только по описанию Н.К.Милюкова, внука владельца художника, опубликованному в журнале "Старые годы" в 1916 году. Затем следы картины были утеряны. В конце ХХ века полотно было обнаружено в одном из частных собраний в Твери и после подтверждающей экспертизы приобретено в коллекцию галереи. Произведение поступило в плохом состоянии и предстало перед зрителем только после проведения сложнейшей реставрации.
Выставка позволяет получить представление о коллекции живописи Тверской областной картинной галереи, а также увидеть неизвестные московской публике работы русского искусства первой половины XIX века.
Информационный партнер 
Информационная поддержка


